Обучение (6)
Пререйти на заглавную страницу

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП -- дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.

2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Время пребывания на дистанции -- ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие
Существуют еще несколько видов ориентирования по карте, которые мы сейчас рассматривать не будем.

Обучение ориентированию по карте

Несмотря на различие видов соревнований, суть их одна -- нужно максимально быстро попасть из одной точки местности в другую. Поможет в этом карта. Что такое карта? Как ей пользоваться? Какие бывают карты? В чем особенности ориентирования на автомобиле? -- об этом наш разговор.
При подготовке статьи использовались метериалы швецкого учебника по спортивному ориентированию для школьников. Не удивляйтесь, что стиль изложения будет несколько "детским". Удачи!!!

Как создается настоящая карта

Посмотри учебную карту.
Карту можно сравнить с захватывающей и содержательной книгой. Ее можно читать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Чтобы научиться читать книги, тебе пришлось изучить особые знаки -- буквы. Чтобы карта могла что-то поведать тебе, ты должен выучить азбуку карты -- условные знаки.

В готовую карту вложен труд многих людей. Один из первых рабочих моментов -- фотосъемка местности с самолета, которая дает изображение ее с натуры. Естественно, на фотографии натура сильно уменьшена, и не все детали воспроизведутся на готовой карте. Полученное фото позволяет создать основу карты, которой пользуются при работе на местности.

Карты для спортивного ориентирования подготавливают сами ориентировщики. Начальники дистанций соревнований по спортивному ориентированию, работая на местности, решают, что оставить, а что удалить или изменить на картооснове. Такая рекогносцировочная (разведывательная) работа даже над одной картой может занимать до тысячи часов, в зависимости от размеров карты, характера местности, качества картоосновы. Зацените!!!

После работы на местности происходит окончательное вычерчивание карты. Каждый цвет рисуют отдельно. Стало быть, нужны четыре разных оригинала -- для черного, коричневого, синего и желтого цветов. Белый цвет имеется на подложке. Пользуясь особыми метками, типография затем печатает настоящую карту.

Разные типы карт -- разные масштабы

Сравни: твой набросок карты комнаты и карту мира в атласе.
Чтобы уместить комнату на карте, тебе, естественно, пришлось уменьшить ее примерно в сорок раз. Чтобы уместить на одной странице школьного атласа какую-либо из частей света, ее придется уменьшить примерно в сто миллионов раз. Каждая карта имеет свое уменьшение, или масштаб. О карте комнаты можно сказать, что ее масштаб 1:40 (читают: один к сорока), а карты мира -- 1:100 000 000.
Дальше о масштабе будет рассказано подробнее. Одновременно придется выполнить кое-какие расчеты.
В разных сферах деятельности человека применяются различные типы карт. Здесь же мы говорим только о картах для ориентирования, или, как их еще называют, спортивных картах. Основной масштаб их -- 1:20 000. Условные знаки для спортивных карт разработаны на основе знаков Международной федерации ориентирования, поэтому спортивные карты, выпускаемые в разных странах, выполняются примерно в одинаковых знаках.

:Примечание CRAZY SHTURMAN:
Обратите внимание на различие карт. Почему такие различия? Сейчас расскажу.

Карты №1 и №2 это крупные топографические карты из атласа Московской области. Их прообраз -- топокарты для лесников. А у тех все просто. Там где лес -- значит зеленое, где не лес -- соответственно белое. По этой же причине сохранились на карте названия деревень, урочищ, рек, ручьев, номера лесных квадратов, породы деревьев, высоты, триангуляционные знаки и прочая специальная информация.

Спортсмены ориентировщики все упростили. Например зачем мне знать как называется речка, вдоль которой я бегу? Это лишняя информация. Она засоряет карту и затрудняет ее чтение. Более того! На зеленом фоне темные штрихи болот, дорог и тропинок читаются плохо. Решение? Лес обозначили белым цветом. А как же тогда открытое пространство? Пусть будет желтым! А участки труднопроходимого леса пусть останутся зелеными. Как-будто молодой ельник. Вот так!

Остальные условные знаки более менее совпадают (см рисунок условные знаки).


Поскольку методы ориентирования остаются неизменными, мы будем использовать в статье (и в соревнованиях) как спортивные, так и топографические карты.

Основа ориентирования -- чтение карты

Самое главное, что ты должен помнить, -- всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность.
Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам -- значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.

Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Карта и местность должны совпасть, прежде чем ты начнешь читать карту. Очень интересно читать ее в автоэкскурсии. Перед тобой дорога, которая помогает ориентировать карту. Поверни карту так, чтобы дорога на ней имела то же направление, что и дорога на земле. Читай с "опережением" -- что появится справа и слева.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Ниже показаны четыре рисунка местности, и под каждым изображены четыре варианта ответов. Отметь правильный вариант и нажми кнопку "Проверить".
     
     
     
     
     
     

:Примечание CRAZY SHTURMAN: Как найти "север" карты? На грамотно составленой карте север всегда находится "вверху". Где "верхний" край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования. На топокартах, иногда, бывает координатная сетка.

Компас или GPS?

И тот и другой прибор укажут где север. Компас нагляднее, но он не работает в машине (много железа). Чтобы им пользоваться, нужно отойти от машины. GPS конечно круче, но его бывает "глючит". Его показания "скачут". С ним не побегаешь. В общем кому что нравится. По моему мнению: пользуйся чем угодно, но запасной компас нужно иметь всегда. Но вернемся к учебнику.

Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.

Совершим "прогулку" по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева -- значительно бельшее строение. Впереди поодаль -- опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе "пересекают" три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.

Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).

Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Самостоятельное задание

Повернемся кругом и направимся обратно в Нусабю. Карту будем читать так же, как и на пути сюда. Чтобы она была сориентирована по местности, ее нужно держать... Вот именно -- вверх ногами. Ведь и на карте мы должны видеть путь перед собой. Перекресток, где ты сейчас находишься, должен быть на карте возможно ближе к тебе, а Нусабю, куда ты идешь, возможно дальше от тебя. Поэтому и нужно держать карту вверх ногами.

Приступим к заданию. Твоя цель -- внимательно читать текст и одновременно следить по карте. Вместо прочерков вставлять пропущенное слово. Если ответ не правильный, то будет выдано сообщение. Теперь в путь!

К Нусабю!
Пройдя примерно метров, мы оказываемся у опушки (определяя расстояние, сверься с линейным масштабом карты). Перед нами крутой . Продолжаем путь через лес и вскоре подходим к ручью, который течет , . Сразу же за ручьем слева от нас находится , а напротив отходит . Продолжая путь, одолеваем , затем подходим к дому . Прямо напротив дома видна . От нее до канатной дороги примерно метров. Дальше следует , затем оказываемся в точке, откуда влево идет , а вправо . Здесь составитель карты справа от шоссе добавил вспомогательную горизонталь, чтобы легче показать крутизну рельефа. Она обозначена пунктирной линией цвета. Далее местность выше с стороны шоссе. Перед самым Нусабю проходим с правой стороны .

Красная стрелка компаса

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север -- важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.

Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую "компасную розу", она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую "компасную розу". Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток -- справа.

Восемь сторон горизонта

Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг -- ЗЮЙД, запад -- ВЕСТ и восток -- ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что "промежуточные" стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.
Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

 а) 3 клетки на В   е) 2 клетки на СВ   к) 2 клетки на СЗ 
 б) 2 клетки на Ю   ж) 5 клеток на В   л) 2 клетки на З 
 в) 3 клетки на ЮЗ   з) 3 клетки на Ю   м) 2 клетки на СВ 
 г) 4 клетки на В   и) 2 клетки на ЮЗ   н) 2 клетки на ЮВ 
 д) 3 клетки на С     


Делай так же как предыдущее задание:
 а) 4 клетки на С   ж) 2 клетки на Ю    н) 4 клетки на В  
 б) 3 клетки на З    з) 8 клеток на В   о) 2 клетки на Ю  
 в) 3 клетки на СВ    и) 1 клетка на ЮЗ   п) 2 клетки на ЮЗ  
 г) 3 клетки на СЗ    к) 1 клетка на ЮВ   р) 2 клетки на З  
 д) 4 клетки на В    л) 3 клетки на З    с) 1 клетка на Ю  
 е) 3 клетки на СВ    м) 3 клетки на Ю    


Природа показывает стороны горизонта

Когда с помощью карты передвигаешься в незнакомой местности, важно знать стороны горизонта. Север для нас особенно важен, ведь по нему мы ориентируем карту. Если север карты и север местности совмещены, карта сориентирована (вспомни кусочек мозайки, которая ложится на место только в одном направлении). Ориентируй карту каждый раз, когда читаешь ее на местности. Стало быть надо уметь находить природный север.
Конечно, проще всего взять компас и посмотреть, куда направлена красная стрелка. Ведь она всегда показывает на север. Но если компаса нет, природа сама подскажет, как расположены стороны горизонта. Вот несколько признаков. Прочти все пункты и представь себе, как это выглядит в действительности.
1. В полдень солнце находится на юге.
2. На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей.
3. Муравьи нередко строят свои муравейники вблизи деревьев и камней, предпочитая солнечную, т.е. южную сторону.
4. На открытом месте муровейник обычно обращен пологим склоном к югу и крутым к северу. Это позволяет муравьям максимально использовать солнечное тепло.
5. Мох на комнях и пнях растет гуще всего на северной стороне, где наибольшая влажность.
6. Церкви, как правило, выстроены в направлении запад-восток, причем обращены алтарем на восток и колокольней на запад.
7. Вечером и ночью природа тоже может помочь нам. Полярная звезда, которая всегда находится точно на севере, много веков служит компасом мореплавателей. Она светит довольно ярко, и ты легко найдешь ее. Проведи мысленно линию через две крайнии звезды созвездия Большой Медведицы. Отложи по ней пять раз расстояние между этими звездами и найдешь Полярную звезду.

Самостоятельное задание
Тщательно изучи рисунки. Представь, что сам находишся в местах, которые изображены на них. Теперь попытайся определить стороны горизонта.
Мысленно расставь правильно стороны горизонта у каждой стрелки. Используй С, Ю, З, В. Для проверки нажми кнопку "Ответ".

Можно ли всегда полагаться на природные признаки, определяя стороны горизонта? Лучше всего ты ответишь на этот вопрос сам, изучая природу.

Самый трудный условный знак -- понятие о горизонтали

Основа каждой карты -- аэрофотоснимки. Ими пользуются и тогда, когда надо рисовать горизонтали. Каждый участок земли фотографируют с двух разных точек, как показано на рисунке. Затем с помощью стереоинструмента рисуют кривые равной высоты.

Теперь совершим поездку на берег моря. Поодаль от берега лежит небольшой остров Бьерке. На нем всего один дом, где живет семья рыбака. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад-восток. Большую часть острова занимает гора, ее крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Дом расположен в западной части. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная -- выше, и с нее открывается чудесный вид. Гора на острове поможет нам понять, о чем рассказывают коричневые горизонтали на карте.

Призовем на помощь воображение. Мы сидим в самолете и летим на север к острову. Вот он появился! Камера с собой, и мы делаем снимок.

Еще раз прочти текст сначала и сравни его с рисунком.

Теперь сменим самолет на рыбацкую лодку, которая находится в нескольких сотнях метров южнее острова. Камера и на этот раз с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования пасмурная погода. Все же мы делаем снимок. Результат, как видишь, вполне сносный (см рисунок часть 2). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силует острова.

Прочти первый обзац еще раз и сравни описание с силуэтом.

Наконец используем третье средство передвижения -- вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать ее кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота поднятся на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимемся еще на 5 метров и повторим все на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.

Сейчас наш остров выглядит как на рисунке (часть 3). Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим картину показанную на рисунке (часть 4)

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри -- 20-метровая отметка, а береговая линия -- самое внешнее кольцо.

Коричневыми линиями -- горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы. Разумеется, ни в лесу, ни в поле никакие линии не нарисованы. Горизонтали вычерчиваются на картах по аэрофотоснимкам с помощью различных технических приспособлений.

На некоторых картах ты можешь встретить на горизонталях коричневые цифры. Они показывают, на какой высоте от уровня моря пролегает данная горизонталь.

Если ты понял и усвоил содержание этого раздела, то, несомненно, справишся с заданиями.

Самостоятельное задание
Подбери к каждому знаку правильную надпись.

Самостоятельное задание
Найди профиль холма, соответствующий рисунку.

Компас -- надежный товарищ

Компас известен очень давно. За сотни лет до нашей эры китайцы использовали магнитные камни или намагниченные стержни в качестве компаса. Компас с магнитной стрелкой и картушкой описан в 692 году нашей эры. Применение компаса на море китайцами известно с XII века, тогда же он появился в Средиземноморье. До северных стран компас, видимо дошел в XIV веке. Компас был незаменимым помощником для многих людей в течении веков. Вспомни все морские плавания!

Значение компаса как указателя севера

Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.
1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй -- север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).

2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля у Турсбю.

3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)

4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь -- продолжение мысленной линии между С и КП 1.


5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.

6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты -- по северу местности.



7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).

8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.

9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.

Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.
Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.

Выбор пути

Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея -- каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках -- в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.

На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.
Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.

Самостоятельное задание
В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.
2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:
- путь должен быть надежным - путь должен быть самым быстрым - постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.
3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап "читался правильно".

Варианты ответов:
А - в обход проселку слева
Б - напрямую по азимуту
В - вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП


Варианты ответов:
А - слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту
Б - напрямую по азимуту
В - вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП


Варианты ответов:
А - слева лесной дорогой в обход
Б - напрямую по азимуту
В - вправо по шоссе до тропы и по ней на КП


Варианты ответов:
А - напрямую по азимуту
Б - по ручью
В - вправо в обход по дороге


:Примечание CRAZY SHTURMAN: Бегать одно, а ездить другое. Хоть мы и называем свои машины внедорожниками, но ездить все же лучше по дорогам. Для бегуна все равно где бежать -- по дороге или по лугу. А для машины нет. В траве могут быть бревна, ямы, кочки, мусор. И водителю приходится сильно снижать скорость. На дороге же, какой бы она ни была, хотя бы видно куда ехать. Поэтому главным критерием при выборе пути является наличие дорог, троп, просек, различных колей и их проходимость. Конечно можно, иногда, срезать через поле, лес, болото и даже через реку. Но перед этим десять раз подумайте: "А стоит ли?". Помните: самый короткий путь не всегда самый быстрый.

Масштаб

Масштаб 1:100 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует 100 000 сантиметрам на местности. Так как 100 000см = 1км, значит один сантиметр на карте соответствует одному километру на местности. В этом масштабе рисуются атласы областей (например Московской). Чем подробнее карта, тем лучше.

Измерение расстояний

Вообще-то расстояния меряются шагами. А на машине? На то есть одометр, ?????????, GPS и другие хитрые приборы. А можно просто следить за картой, считать перекрестки и сворачивать на нужном. Или умножать скорость на время. Кто как хочет и кто как может.

Нильс участвует в чемпионате швеции среди школьников

Понедельник. Утро. Нильс быстро съел завтрак и отправился в школу раньше обычного. Поставив велосипед, ворвался в коридор... Где же список участников, о котором говорил учитель физкультуры? Но вот он и сам: "Поздровляю, Нильс. Поедешь в субботу в Смедсхюттан, будешь представлять нашу школу на ежегодном школьном чемпионате по ориентированию". Нильс не сразу нашелся. Конечно, он надеялся поехать, однако слова учителязастали его врасплох. "Подумать только -- чемпионат страны! Надо будет как следует потренироваться."
Всю неделю Нильс усиленно тренировался. Занимался физической подготовкой, но не меньше времени уделял технике ориентирования: читал карты, отрабатывал движение по азимуту, считал шаги. Дни тянулись невыносимо медленно... Наконец наступила суббота, и Нильс с друзьями (из их школы ехало три мальчика и две девочки) сели в поезд, идущий в Смедсхюттан. Оживленно обсуждая шансы перед завтрашним соревнованием, они дали друг другу слово постоять за честь школы.
В месте сбора увидели множество ребят со всех концов Швеции. Воздух гудел от голосов. Субботний вечер провели весело. Но вот настало время ложиться спать. Мальчиков разместили в гимнастическом зале; большинство привезли спальные мешки и надувные матрацы.
Нильс никак не мог заснуть. Сказывалось волнение перед завтрашним днем, щекотало под ложечкой. "Нет, надо отключиться и накопить силы к завтрашнему испытанию".
В воскресенье утром, уже в половине седьмого, тишину гимнастического зала прорезал звук свистка. Нильс тотчас проснулся. "Ну, конечно, сегодня чемпионат страны. Что ж, поборемся!" Свернул спальный мешок, надел спортивную форму и тренировочный комбинезон. Тщательно собрав вещи, засунул их в сумку. Компас положил свурху.
Выезд автобусов к месту соревнований был назначен на восемь часов, но сперва надо было позавтракать. Нильсу не очень-то хотелось есть, но пару бутербродов и тарелочку каши он все же одолел: без еды нельзя, "мотору" нужно горючее, особенно в такой день.
В автобусе на пути к старту горячо обсуждали, кто сегодня победит. Назывались многие имена, и Нильс понял, что борьба будет напряженной. Но ведь он обещал учителю и друзьям постараться, и это обещание надо сдержать. Нильс чуствовал, что подготовлен неплохо. Главное -- не проскакивать КП и выбирать быстрейшие пути.
Скоро пора стартовать первым номерам. Стартовый номер Нильса -- 53, а всего в его группе 94 участника. За 25 минут до своего старта положено выходить вдоль разметки к месту старта.Каждый сам должен следить за временем. Это несложно: рядом со стартовым протоколом висят большие часы.
Нильс пришел к старту заблоговременно. Проверив, все ли в порядке, не забыл ли чего, он побежал трусцой, чтобы не остыли мышцы. Вот и его очередь. Прозвучал сигнал, Нильс получил карту и скомандовал себе: "Внимание!" До старта оставалась минута.



Первый КП -- на маленьком открытом болоте. "Какой путь выбрать? Напрямую по компасу? Нет, тогда придется бежать через вершину. Слева по полям? Получится слишком длинный обходной путь. Лучше обойду холм справа, спущусь на поле, выйду к лесной дороге и от нее возьму КП".
Приняв решение, Нильс обогнул холм с правой стороны и помчался на полной скорости вниз. Он хорошо видел поле, ориентироваться было несложно, и Нильс умело воспользовался пересекавшими местность тропинками. Вот и поле. Перепрыгнув ручей, он побежал к краю поля, куда подходила лесная дорога. "Сориентировать карту. Взять точный азимут. Расстояние 200 метров. Как выглядит местность по которой я пойду? Для начала подъем. Считать шаги!" Все эти действия Нильс выполнял автоматически.
Судя по шагам, пройдено 150 метров... Скоро должно показаться болото. Кругом густой лес, кустарник. "Шаги кончались, а болота нет!" Ну, конечно, ведь в начале был подъем. А там шаг короче. Пройду-ка еще немного.
Догадка Нильса оправдалась. Впереди показалось болото и на нем -- желанная призма. Нильс подбежал и отметил свою карточку. С другой стороны подошли два мальчика. По их номерам было видно, что они стартовали раньше него. Значит, кое-кого уже постигла неудача...
Нильс стал планировать путь на второй КП, расположенный в ложбинке. "Какой путь быстрее и недежнее? Вниз до поля, в его северный угол и оттуда напрямую по азимуту на КП? Или направо на проселок, по нему до начала тропы и оттуда по компасу на КП? Нет, очень уж далеко. Пойду первым вариантом".
Нильс сориентировал карту, взял азимут и помчался вниз к полю. Там ориентироваться было легко. Северный угол поля -- хорошая привязка. Карта подсказала Нильсу, что просеку надо пересекать там, где она проходит через вершину холма. Азимут брать не надо. Напрвление -- север, знай беги по стрелке. Итак, полным ходом к вершине и просеке.
Пошли камни, надо было внимательно смотреть под ноги. Поднимаясь в гору, Нильс ждал, когда покажется вершина. Ага, вот дерево с затесом, очевидно, просека. Точно! Он вышел в то место, где просека пересекает вершину холма -- последнюю надежную привязку перед КП. По карте до КП оставалось метров 100. Нильс продолжал путь по красной стрелке. Вдруг рядом послышался шум. Два мальчика двигались ему наперерез. "Уже отметились на КП? Вряд ли, они бегут влево, а следующий КП расположен наискось вправо. Скорее всего, они идут от конца дороги и ищут КП. Пойти за ними? Пожалуй нет. Мой путь вернее. Ведь я бегу от ближайшей привязки и только что пересек просеку".
Преодолев соблазн "зацепиться" за других участников, Нильс продолжал идти своим путем. И выиграл на этом много драгоценных минут, потому что метров через 50 увидел впереди призму второго КП.
"Третий этап выглядит простым. Сориентировать карту, пройти наискось к просеке и следовать по ней до призмы. Раз на карте показана просека, значит, она должна быть и на местности!" Третий КП не вызвал никаких проблем.
Теперь к четвертой призме! Сориентировать карту!
Этап до четвертого КП в изгибе ручья оказался длинным, и снова встал вопрос о выборе пути. "Бежать слева по полям? Нет, они могут быть засеяны, и тогда придется огибать каждое поле. По большаку вокруг? Слишком длинно. Напрямую? Судя по карте местность довольно пересеченная. Побегу-ка я по тропинке вниз до дороги, затем по ней до узкого участка поля, срежу через него влево и возьму азимут до угла, где течет ручей. Тогда у меня будет точная привязка, и если я не выйду прямо на КП, то добегу до дороги и хутора за ним".
Сказано -- сделано. Нильс побежал вниз. Вот и широкое поле. Теперь через него влево в угол поля с ручьем. Сориентировать карту... Азимут, расстояние, счет шагов... Что предстоит пройти?
Проделав привычные операции, Нильс двинулся дальше. Вдоль ручья бежать было трудновато. Вскоре он миновал холм. Белый треугольник на карте означает памятник, но где же он? Нильс продолжал путь до следующего ручья. Призмы не видно. Похоже он сбился с азимута. В какую сторону идти по ручью? Влево или вправо. Нильс колебался. В этот момент появилась девочка. Она бежала вдоль ручья справа. "Ты была на КП?" -- негромко спросил Нильс. Девочка кивнула, и Нильс по ручью туда, откуда она пришла. "Повезло и мне", -- подумал Нильс, подбежав к призме.
С четвертого КП по радио сообщали на финиш о времени прохождения пункта спортсменами, чтобы болельщикам было интереснее. Нильс услышал, что контролеры обратили на него внимание. "Иду хорошо? Может, я лидер? Нет, прочь такие мысли. Надо сосредоточиться на оставшихся этапах. На следующем КП я должен попасть в "яблочко". Какой путь выбрать? Вправо по дороге до тропы и затем вверх до КП? Пожалуй так длинновато. Правда, можно сойти с дороги на слабом повороте у болота. А, чего там, путь напрямую выглядит простым, во всяком случае на карте. Пойду по азимуту прямо на обрыв. Неужели не справлюсь?!"
Нильс решил рискнуть. Пройден Скумакарторпет. Нильс прибавил скорость. Уточнил азимут на ходу и вскоре увидел впереди склон с обрывом. "Теперь правее обрыва, через бугорок, точно сориентировать карту и пробежать последнии 50 метров до болотца. Отлично, вот и призма!" Из всех взятых КП этот был пока самым трудным.
Теперь оставался последний КП, на повороте подвесной канатной дороги. Похоже, этап несложный. Нильс поспешил сказать себе: "Ты еще не финишировал -- не расслабляйся!"
Сориентировать карту. До тропинки меньше 100 метров. Нильс начал уставать, но скорость сбавлять нельзя! Первый участок оказался трудноватым, и здесь особенно помогли упражнения по технике ориентирования, которые он проделывал дома.
Крутой спуск. А вот и тропа. Теперь -- полный вперед! Промелькнула дорога. Еще быстрее! Так, впереди тропа разветвляется. Взгляд на карту подсказал -- надо бежать прямо, в прежнем направлении. Тут Нильс выскочил к подвесной дороге, пошел по ней влево, и вот уже сделана отметкапоследнего КП.
Остается последний рывок. Нильс выскочил на поле. Вот и финиш на склоне перед большой мельницей. Отрадное зрелище! Ну, еще наддать!
У финишного коридора собралось много народу. Нильс услышал в динамике свое имя и название школы. Зрители аплодировали и подбадривали. Нильс пронесся под финишним полотном уставший, но счастливый. Сдав судьям карту и карточку участника, он отошел в сторонку. Дыхание вскоре пришло в норму -- верный признак того, что Нильс был отлично подготовлен физически.
Его время еще не объявили, и он пошел в душ помыться и переодеться. После душа, волнуясь, поспешил к щиту информации. Верно ли, что лидирует? В самом деле! Его фамилия стоит выше всех. Он опережает ближайшего соперника на две минуты. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь! На трассе еще много сильных ребят, они вполне могут обойти его. До чего же медленно тянется время... Но вот финишировал последний участник. Нильс был на седьмом небе от счастья. Он -- чемпион Швеции среди школьников!
Дальше началась сплошная кутерьма... Приветствия друзей, вручение наград, крики "ура!", вопросы журналистов, путь домой... Но верхом торжества было, когда Нильс и его товарищи сошли с поезда у себя дома. Их встретили громогласными приветствиями друзья по школе и преподователь физкультуры с огромным букетом цветов в руках.
Засыпая вечером, Нильс обещал себе не зазнаваться, продолжать тренировки, чтобы на следующий год попытаться отстоять свой титул.


 
 
Rambler's Top100       Каталог Авто Сайтов и Авто Новостей! AutoBN.RU
 
  4X4.NET.RU   Экстремальный портал VVV.RU