Обучение (6)
Пререйти на заглавную страницу

Ориентирование по маркированной трассе

Привет друзья! Представляю вам еще один новый вид ориентирования - Ориентирование по маркированной трассе. Зачем он нам? Почему новый? В чем суть? Что нужно делать? Как выиграть? На эти вопросы постараюсь ответить в статье.

Зачем он нам?

Сначала вспомним, какие виды ориентирования существуют и в чем их особенность.
1. Ориентирование по карте. Нужно что-то искать в лесу. Основная опасность – уехать не туда и потеряться.
2. Ориентирование по легенде. Нужно опять что-то искать в лесу. Основная опасность та же – уехать не туда и потеряться.

     Оба вида очень интересны и увлекательны. Особенно, когда много дорожек, тропинок, просек. Их можно перепутать, заплутать, а потом находить свою. В этом-то и есть интерес ориентирования. В этом все удовольствие! Именно за этим вы приехали на соревнования!
     Но вот выпал снег! И что? Первый экипаж ориентируется, ищет КП и … прокладывает след. Остальным остается только ехать по нему. Ничего искать не надо. След сам приведет к КП. Получаются “паровозики”, и называется это – “гонка трамваев”! Вы хотите участвовать в такой гонке? Я – нет!!!

В чем суть?

     Зимой в лесу много дорог не проложишь. Можно проложить только одну. Следовательно, путь от КП к КП – только один. В чем же интерес ориентирования? Думали, думали и придумали!… А давайте сделаем летнее ориентирование по карте, только наоборот!
     Летом: Точка КП нанесена на карту – нужно найти путь движения к ней.
     Зимой: Путь движения к КП известен ( тебя ведут по маркировке и выведут к КП) – нужно найти точку КП на карте.
     Таким образом и путь для всех один, и ориентируется каждый за себя!

Почему новый?

     На самом деле этот вид ориентирования далеко не новый. Ориентировщики-пешеходы уже много лет участвуют в соревнованиях по ориентированию на маркированной трассе, бегая по лесу … на лыжах. Этот вид соревнований культивируется во многих странах и по нему проводится даже Чемпионат Мира! В автомобильном спорте Crazy Shturman – первый и единственный, кто проводит этот вид соревнований.

Что нужно делать?

     Во-первых, к старту нужно подготовиться. Неплохо бы взять компас (особенности работы с компасом в автомобиле см. в разделе «Обучение (карта)»), несколько булавок для отметки (одну точно потеряете), перочинный нож или точилку для карандашей, тонкий цветной фломастер (маркер, карандаш) – лучше красный, для рисования своего пути на карте, часы.
     Перед стартом нужно узнать на брифинге или доске информации:
1. Общая протяженность дистанции.
2. Вид и цвет маркировки.
3. Количество КП.
4. Контрольное время.
     Контрольное время – это максимальное время, в течение которого Вы можете находиться на дистанции. До истечения этого времени Вы должны вернуться на Финиш, даже если вы не успели взять все КП. В противном случае Ваш результат засчитан не будет.
     Итак, Вы выходите на старт. Судья Вам дает карту. Карта – «чистая», т.е. на ней не нарисованы ни дистанция, ни места расположения КП – НИЧЕГО, только точка старта. Видя, куда уходит маркировка, и сориентировав карту (см. раздел «Обучение (карта)»), Вы сможете определить на карте направление своего движения.
     Судья дает старт! Вы засекаете время для начала отсчета контрольного времени и начинаете движение.
     Маркировка – это яркие метки, развешанные вдоль всего пути движения экипажа.
рис №1      Переезжая от одной метки к другой, экипаж движется по дистанции. Вид и цвет маркировки нужно узнать заранее у организаторов.
     Итак, Вы стартовали! Пилот следит за маркировкой и ведет машину по дистанции. Штурман смотрит по сторонам, отслеживает направление движения машины, все развилки, повороты и наносит путь движения на карту. Это можно делать мысленно или, непосредственно рисуя свой путь на карте в виде точек, стрелок или линий (это не запрещено).
     Долго ли, коротко ли будет Вас вести маркировка по полям и лесам, но вот Вы встречаете на своем пути Контрольный Пункт (КП). Это красно-белый лист бумаги с нанесенным на него порядковым номером КП. Закреплен на высоте 1-2 метра от земли. Хорошо виден с пути следования автомобиля (рис.1).

рис №2      Задача экипажа – отметить точку нахождения КП на карте. Для этого штурман должен сделать в карте прокол булавкой в том месте, где, по его мнению, находится КП. Это - первая часть отметки КП (рис.2). Если экипаж правильно вел машину по дистанции, не спешил, и штурман точно знает, где находится в данный момент, то это не составит труда. Внимание! Прокол должен быть только один! За лишние проколы (отверстия в карте) – строгая пенализация (см. Регламент). Если Вы не уверены, что правильно определили место КП, прокол не делайте. Подождите. Езжайте дальше. Возможно, маркировка выведет Вас вскоре на какой-то большой ориентир и Вы поймете, где находитесь, и где был КП. Главное, нужно сделать прокол до следующего КП.

рис №3      Далее, от КП1 к КП2 двигаетесь также. Пилот ведет машину по дистанции, штурман отслеживает путь по карте. Приезжаете на КП2. Если Вы не сделали прокол КП1 до сих пор, сделайте это сейчас. Дальше тянуть нельзя. Потому что на КП2 висят цветные карандашики. Одним из них нужно перечеркнуть прокол КП1. Перечеркивать нужно аккуратно, четким крестом. Размером примерно 2х2 см. Центр креста должен совпасть с проколом КП1. Если есть несовпадение – пенализация (см. Регламент). Перечеркивайте аккуратно – не порвите карту. Крест карандашом – вторая часть отметки КП (рис.3). Помните, нечеткость отметки - проблема участника. Решение судьи по наложению штрафа за нечеткую отметку обжалованию не подлежит.

Пенализация

  • Если расстояние от прокола КП на карте до его истинного местоположения (ошибка) 2-5мм, к результату времени прибавляется 5 минут (штраф).
  • Если более 5мм -- штраф 15 минут.
  • Лишнее отверстие на карте (в любом месте) -- штраф 15 минут за каждое.
  • Расстояние между проколом и центром креста отметки более 5мм -- штраф 15 минут.
  • Ошибка отметки (не тем карандашом, не туда, не так, не там, не то и т.д) – штраф 15 минут за каждую.


  • Размер пенализации может меняться на разных соревнованиях – см. Регламент соревнований.

    Подсчет результатов (пример):

    Результат участника считается по сумме двух чисел:

  • результат участника по времени прохождения дистанции
  • общая пенализация


  • Пример:
    Результат по времени 182мин 12сек.
    2 КП ошибка 4мм -- 2 x 5мин
    1 КП ошибка 12мм -- 1 x 15мин
    1 КП ошибка 230мм -- 1 x 15мин
    Итого: 182мин 12сек + 40мин = 222мин 12сек

    Выигрывает тот у кого общий результат будет меньше.


         Вот в общем то и все!

    Соблюдайте порядок действий, и все будет хорошо:
    1. Приехали на КП1 – сделали прокол.
    2. Приехали на следующий КП – перечеркнули предыдущий, сделали прокол.
    3. Приехали на следующий КП - перечеркнули предыдущий, сделали прокол.
    4. и т.д.

         Ну вот и последний по порядку КП. Вы перечеркнули предыдущий, сделали прокол… А где же перечеркивать последний КП? Для этого есть специальный пункт. Он называется «Рубеж» и находится чуть дальше по дистанции. Он выглядит также, как КП, но на нем вместо номера - надпись «Рубеж». И отмечать его на карте не нужно. На нем висят карандашики для отметки последнего КП. Перечеркнули прокол последнего КП и все! Скорее на Финиш! Ориентироваться больше не нужно. Прибыв на Финиш, обязательно сдайте карту организаторам для проверки.

    Как выиграть?

    «И это все?», - спросите Вы.
    «Это скучно и неинтересно!»
    Так бы это и было, если бы не время!!! Ведь дистанция проезжается на время. Чем выше скорость, тем лучше результат. Но вместе с тем, чем выше скорость, тем больше ошибок, тем хуже результат. Какую тактику выбрать? Выше скорость – больше штрафа, или меньше скорость – меньше штрафа. Или золотая середина? Это уже только от Вас зависит… Я могу лишь рассказать о нескольких правилах постановки дистанции и рассмотреть несколько типичных ситуаций.
         Дистанция может проходить где угодно, но КП должен стоять на точечном ориентире. То есть это не может быть край поля или лесная дорога (линейные ориентиры). И тем более в поле или лесу (площадные ориентиры). Это должна быть именно точка. Угол поля, пересечение дорог или резкий поворот дороги, угол контура леса или конец лощины. То есть любой точечный ориентир. И этот ориентир должен обязательно присутствовать на карте, предоставленной организаторами.
         Конечно, планируя дистанцию, организаторы стараются запутать участников. Сделать так, чтобы находясь на КП было непонятно, где находишься. Тем самым провоцируя участника на ошибку. Есть несколько способов. Один из них называется «задняя привязка».
         Что такое вообще «привязка»? «Привязка» - это ориентир, к которому можно «привязать» свое местоположение. Например, я нахожусь на углу большого, единственного в окрестностях поля. Это большая, надежная привязка. И ее я вижу на карте. А сейчас я на маленькой полянке в лесу. И таких тут много. Наверное, на этой? А может на этой? Это ненадежная привязка.
         Так вот. Если дистанция из угла большого поля (от надежной привязки) уходит прямолинейно в лес и через 100 метров выходит на полянку с КП – это передняя привязка. То есть последняя надежная привязка была перед КП. Здесь все ясно. Смотрим на карту. От угла поля 100 метров на Север (допустим) – вот она и полянка. КП – на ней. Ура!
         Но может быть иначе. Дистанция может Вас долго водить кругами по лесу, по десятку одинаковых полянок, закрутить, запутать, а потом вывести на полянку с КП. Вы увидите КП и ужаснетесь. Может быть Вы и знаете, в каком районе леса находитесь, но на какой именно полянке, понятия не имеете. Что делать? Можно, конечно, занервничать и сделать прокол КП «на авось» и ехать дальше. А можно и подождать. Вдруг дистанция выведет на заднюю привязку. То есть на надежный ориентир, который находится за КП. Например, через 100 метров прямолинейного движения дистанция выйдет на угол поля… И путем «обратного отсчета» Вы поймете, где был КП. А? Э!
         А что делать, если Вы уже приехали на следующий КП, а все еще не знаете, где находится предыдущий? Предлагаются две модели поведения.
         Во-первых, можно долго напрягать ум и вспоминать: «Где же был этот КП???». Но на это уйдет время. А удастся ли вспомнить, неизвестно. Может случиться так, что и время потеряете, и штраф заработаете.
         Во-вторых, не мучиться, не терять время и не вспоминать. Тыкните булавкой в примерный район, отметьте аккуратно крестиком и дальше поехали. Ну получите штраф, зато на времени сэкономите. Может быть, это и лучше. Но если так делать на каждом КП, то штраф будет уж слишком большой. Как поступать, каждый решает сам! Но в любом случае, нельзя ехать назад, против движения. Это очень опасно! Это запрещено!!!
         В чем секрет хорошего результата? В том, чтобы ехать максимально быстро, но не быстрее, чем успеваете ориентироваться. Ибо, если пилот поведет машину даже чуть-чуть быстрее, штурман сразу же «потеряется» и допустит ошибку. Таким образом, сэкономив на времени 2-3 минуты, Вы потеряете на штрафе 15 минут… Вам это надо???
         Отсюда очень важный вывод: у каждого экипажа должна быть своя и только своя скорость ориентирования. И, следовательно, скорость движения по дистанции.
         Не нужно цепляться за кем-то и ехать «паровозиком». Не бойтесь потеряться. Ведь Вас ведет маркировка.
         Не нужно сдерживать догнавшего Вас и мешать ему проехать. Ведь, подталкивая Вас сзади, он заставляет Вас увеличить скорость и совершать ошибки. А Вам это не нужно. Пропустите его, и Вы покажете лучший результат.
         На этом, пожалуй, можно и закончить нашу статью. Теперь Вы знаете, что ориентирование по маркированной трассе – увлекательнейшее занятие! Дистанция – непредсказуемо интересна! Вас ждет много загадок… Но отгадать Вы их сможете только участвуя в соревнованиях. До встречи на старте, друзья!!!


    Искренне Ваш, Crazy Shturman.

     
     
    Rambler's Top100       Каталог Авто Сайтов и Авто Новостей! AutoBN.RU
     
      4X4.NET.RU   Экстремальный портал VVV.RU